Facebook- история успеха.

Автор: admin   ‡   Дата: 9th Январь 2011   ‡   Рубрика: Истории успеха   ‡   Метки:

Сегодня практически все знакомы с историей успеха Марка Цукерберга. Международный взрывной рост Facebook’а до текущих 200 млн. пользователей вывел CEO и основателя социальной сети на первые страницы и абзацы самых популярных изданий. Журнал Time назвал Цукерберга одним из самых влиятельных людей 2008 года, а Fast Company поставила Facebook на 15-е место в списке 50 самых инновационных компаний 2009. В 25 лет Цукерберг состоит в списке Forbes’ 400, что, фактически, делает его самым молодым миллиардером (правда из списка Марк вылетел по итогам кризиса).

Но, как ни странно, очень мало что известно о том, откуда Марк черпал вдохновение для Facebook, ведь как известно ни одна хорошая идея не может прийти на пустом месте. И следуя этой логике, история должна была начаться задолго до 4 февраля 2004 года, когда из своей комнаты в общежитии Гарварда Цукерберг запустил Facebook. К корням этого события мы и попробуем докопаться.

Большинство рассказов, которые приходится читать о Марке, строятся по сенсационному шаблону: «молодой гений изобретает феномен в своей комнате, заливает в сеть и меняет мир». Публика любит подобные громкие заявления, к тому же они очень хорошо вяжутся с историей Билла Гейтса, которого к успеху привел интеллект и амбиции, и Стива Джобса, который советовал «быть голодными». Но самое интригующее в истории Цукерберга, впрочем, совсем не то что он выпустился из Гарварда и стал миллиардером в 23.

Основная причина, по которой столь мало известно о том, как действительно возник Facebook (в этом месте мне вспоминаются не очень известные слова Ньютона: «Если кто-то думает, что результат десятилетий работы может прийти в голову с падением яблока, то впору посоветовать ему поселиться в яблочном саду») в том, что истоки этой истории довольно противоречивы. В 2007 году, несколько однокурсников Цукерберга заявили свои права на идею Facebook. Случилось это после того, как Yahoo! предложила $900 млн. за всю социальную сеть всего через два с небольшим года после ее основания. Несмотря на то, что судебное дело закончилось только в прошлом году (разбирательство между ConnectU (одноклассники Цукенберга, утверждавшие, что он украл у них идею и не выполнил «устный контракт» на разработку социальной сети) и Facebook закончилось не в суде, а досудебным соглашением, по которому Facebook выплатило 65 миллионов долларов (45 — акциями, 20 — наличными) в пользу ConnectU. Плюс, 13 миллионов долларов юридической фирме, представлявшей ConnectU), после этого события широкая общественность вряд ли когда-то услышит из уст основателя красивую историю о том, как возникла идея создания Facebook. Она, впрочем, особо и не нужна — вся необходимая информация уже имеется на руках.

История учебы Марка дает очень интересные намеки на то, откуда пришло вдохновение и почему, собственно, первые годы стали столь успешными для его детища. По этой причине, Facebook начинается не с Гарварда, как принято считать, а гораздо раньше.

Пре-Цукерберг

Наверное удивительно слышать, что несмотря на тот факт, что «земля» Гарварда была очень плодотворной не только для Марка, зерно идеи заселилось в его голове в старшей школе. Практически никто не слышал об альма-матер Цукерберга: Академии Филипс Эксетер (Phillips Exeter Academy), так как все случилось уже в Гарварде (к тому же само название университета подтверждает недюжинные интеллектуальные способности). Но несмотря на это, время проведенное в этой школе (2000-2002) с большой вероятностью дало и имя, и концепцию Facebook’а.

Академия Филипс-Эксетер или Эксетер (Exeter), как кратко называли это место сами ученики, это частная старшая школа, в которой есть только 9-12 классы и расположена она в Эксетере, Нью Хемпшир (New Hampshire). Очень престижное место, в котором готовились к не менее престижным университетам, эта школа входит в т.н. «Большую Десятку» (Ten Schools Admission Organization) – организацию, которая формирует очень тесные связи между учениками и, можно начинать улыбаться, дружную социальную группу. Которая, стоит отметить, жила в кампусе не покидая его. Сами ученики называли себя «Exonians» — с этим были связаны и традиции, взращиваемые в школе.

В качестве «экзонианца» в течении трех лет, у Цукенберга было достаточно времени для того чтобы понаблюдать и поучаствовать в социальные культуре Эксетера. Каждый год школа «машет ручкой» нескольким сотням студентов и приветствует новых. Каждый поступающий получает свою копию своеобразного «студенческого справочника», где есть фотографии, телефоны и адреса всех одноклассников — «The Photo Address Book», которую все без исключения студенты называли… «The Facebook».

Несколько из одноклассников Цукерберга подтверждают эту догадку: «Обложка гласит: «The Photo Address Book», но все постоянно называли ее «The Facebook», так как полное название слишком длинное».

Сама книга — одна из многих традиций и важная часть социальной адаптации школьников в таких местах, как Эксетер. Каждая из школ «Большой Десятки» выпускает их ежегодно, так как новые школьники приезжают каждую осень и без нее им было бы гораздо сложнее узнать, например, имена соседей, которые, напомню, живут рядом круглый год. Еще один важный момент заключается в том, что каждый год эти данные обновляются, т.к. по мере обучения студенты переезжают из одного кампуса в другой — естественно, меняются и номера телефонов в общежитиях (сотовые телефоны запрещены в кампусе), а поэтому без такой книги общаться со своими знакомыми было бы несколько сложнее.

В этом месте стоит немного оторваться от реальности и пофантазировать. Вспомните себя в школьные годы — во всем мире все школьники примерно одинаковы, так как наши интересы формирует социум. Конечно, можно было бы обойтись и без таких «справочников», но они стали частью культуры, соединяющей учителей, одноклассников и просто друзей. Открывая «The Facebook» можно было узнать где живут знакомые в этом году, какие девчонки симпатичные а какие нет, кто, в конце-концов, новичок этого года… все это сильно напоминает то, что из себя представляет Facebook сегодня. Только в случае с книгами этим пользовались американские и европейские школьники задолго до Цукерберга.

Но история на этом месте не заканчивается. Еще одной интересностью является то, что в год выпуска Цукерберга студенческий совет, возглавляемый парнем по имени Крис Тиллери (Kris Tillery) принял решение о необходимости создания IT-отделения, которое бы вынесло всю информацию Photo Address Book в сеть. Ко времени выпускного Марка адрес этого веб-сайта звучал как student.exeter.edu/facebook, по какой причине, думаю, всем уже понятно.

Конечно, этот сайт уже давно не работает и ни один из источников не смог подтвердить причастность Цукенберга к этой затее. Все, что известно — так это то что большинство студентов были в восторге от возможности посмотреть «The Facebook» в сети.

Сейчас, когда Facebook успешно «сдал диплом» Гарварда и вышел в большой мир, и все еще продолжает стремительными темпами набирать аудиторию, все больше экспертов говорят о нем как главной социальной платформе ближайшего будущего. Текущие 200 млн. участников не дают повода для сомнений в том, что влияние Facebook-культуры (слово Facebook можно смело заменять на Вконтакте, при желании) уже достаточно велико. И пусть молчит сам Марк Цукерберг, у нас есть все поводы полагать, что работа над социальной сетью сегодняшнего дня началась даже не в Гарварде, а комнате старшей школы.

Введите свой e-mail адрес:

Twitter SEO Community Ваау! News2.ru Chipp Google Bookmarks I.ua Закладки Yandex Myscoop Ru-marks Webmarks Ruspace Web-zakladka Zakladok.net Yahoo My Web БобрДобр.ru Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong


Оставить комментарий или два